ВНИМАНИЕ
Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным.
Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.
Ведь обучение ставит перед ребёнком новые задачи, непохожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.
К концу дошкольного возраста начинают появляться зачатки произвольного внимания. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного.
ИГРЫ НЕ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Барыня прислала сто рублей
Эта игра воспитывает у ребёнка сосредоточенность. Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоём. Взрослый обращается к ребёнку.
Барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите. Чёрный, белый не берите. «Да» и «нет» не говорите!
После этого взрослый начинает вести с ребёнком беседу, провоцирующую использование одного из «запрещённых» слов: «чёрный», «белый», «да», «нет». Беседа принимает примерно такой характер:
- Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?
- А видел ли там медведя?
- Он был чёрный или белый?
Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнёт «запрещённое» слово. Тогда участник отдаёт свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание.
Палочки
Это своеобразная игра – тест. Для этой увлекательной игры понадобятся 30 – 40 палочек. Взрослый показывает фигурку, сложенную из палочек, и через 1 – 2 секунды накрывает её листом бумаги. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру, не подглядывая. Затем проверить свою фигуру с образцом, исправить и подсчитать ошибки.
Первая фигурка – домик. Затем предлагаете несколько фигурок одновременно – звёздочку, снежинку, ёлочку.
Запомни и нарисуй
Покажите ребёнку нарисованную фигурку на 1 – 2 секунды. Затем закройте её. Показывайте один раз. Ребёнок должен нарисовать фигуру как можно точнее по форме, размеру, расположению на карточке. Пусть он сам найдёт ошибки и исправит их.
Повтори быстро
Вы договариваетесь с ребёнком, чтобы он повторял за вами любые слова только тогда, когда вы произносите слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог – «перестрелка»:
-Ну, начали! Повтори – «стол», повтори – «окно», скажи – «улица», быстро – «кошка», вслух – «дым» и т. д.
Упражнение на развитие устойчивости внимания
Дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву (например, “а”).
Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.
Если вы делали всё правильно, то должно быть улучшение результатов.
Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Фиксируйте время и ошибки.
ПАМЯТЬ. КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ.
Роль памяти в жизни ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребёнок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.
Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребёнка, особенно в 1-м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т. д.
В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной сериал.
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.
К 6 годом жизни у ребёнка начинает формироваться произвольная память. Правда, к произвольному запоминанию малыши обращаются в редких случаях. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе.
На первоклассника обрушится лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными, чтобы они могли запомниться непроизвольно. Ему необходимо будит производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определённые приёмы.
А этому можно и нужно заранее научиться.
КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствует разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, рассказов, наблюдения во время прогулок.
Чаще разучивайте стихи с ребёнком. Это прекрасное занятие не может быть лишним, ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания.
Чтобы заучивание стихотворений не казалось нудным и трудным занятием, попробуйте превратить этот процесс в игру или состязание.
Например, вы читаете четверостишие без последнего слова, а он должен догадаться, какое это должно быть слово. Затем вы читаете это же четверостишие ещё раз, но уже без двух слов, потом трёх слов и т. д. Недостающие слова должен называть ребёнок. Так постепенно ему нужно будет назвать все слова стихотворения, т. е. фактически выучить его наизусть.
Или попробуйте разыграть стихотворение в виде маленького спектакля. В процессе инсценировки не скупитесь на эмоции. Покажите спектакль своим близким.
Для того чтобы превратить заучивание стихов в состязание, необходимо как минимум два участника. Предложите им посоревноваться, кто быстрее выучит стихотворение из 4 – 6 строк. Причём, скорость будет измеряться не в минутах и секундах, а в количестве повторений. Кто первый повторит всё стихотворение без единой ошибки, тот и выиграет состязание.
Запомни рассказ – ещё одна игра на словесно-логическую память. Для неё можно использовать любой детский рассказ или сказку. Главное, чтобы они были интересными и небольшими. Предупредите ребёнка, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить всё, даже очень незначительные подробности рассказа. Затем предложите ребёнку пересказать как можно подробнее. Обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.
Игра "Каскад слов"
Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т. д. Если ребёнок не может повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других. И так до тех пор, пока ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
Например:
- огонь
- дом, молоко
- конь, гриб, игла
- петух, солнце, асфальт, тетрадь
- крыша, пень, вода, свеча, школа
- карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
- орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
- гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд и т. д.
Список слов можно подготовить заранее.
То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его кратковременной слуховой памяти.
Ребёнок 6 – 7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.
Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему вспомнить эти слова. Ребёнок сам выбирает, что и как он будет рисовать.
Игра "Я – фотоаппарат"
Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.
Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Интеллектуальная готовность к обучению в школе связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.
У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте – наглядно-образная.
Но уже к трёхлетнему возрасту у ребёнка складывается способность к обобщению.
К четырём годам дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине, начинают ориентироваться в пространстве и времени, различают времена года.
Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: овощи, мебель, одежду и др. Однако возможны и ошибки.
Шестилетние дети уже могут считать до 10 – 20, а некоторые и до 100, овладевают сложением и вычитанием. У детей уже есть представление о делении на равные части, о понятиях меньше и больше, они запоминают последовательность дней недели, месяцев.
Следовательно, к концу дошкольного периода уже формируются элементы логического мышления, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
И здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей.
" Назови одним словом"
Вы называете три слова, относящиеся к одной группе, а ребёнок должен назвать их одним обобщающим понятием.
Например:
- молоток, пила, рубанок - … (инструменты);
- суп, каша, котлета - … (еда);
- юла, пирамидка, кукла - … (игрушки);
- компот, сок, чай - … (напитки);
- рояль, скрипка, гитара - … (музыкальные инструменты);
- орёл, коршун, сокол - … (хищные птицы);
- сосна, кедр, ель - … (хвойные деревья);
- коньки, лыжи, деревья - … (спортивный инвентарь);
- персик, абрикос, апельсин - … (фрукты);
"Придумай предложение"
Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи. Взрослый называет слово и просит ребёнка придумать предложение, в котором было бы это слово. Например, слово "луна". Ребёнок: "Взошла луна на небосклон". И т. д. Предложений может быть несколько.
Можно взять и большее количество слов. Задание состоит в том, чтобы, используя два или три заданных слова, составить как можно больше осмысленных предложений.
Вот примеры слов:
- автомобиль, мокрый, пастух;
- подушка, весёлый, жевать;
- мальчик, лужа, поезд;
- стол, окно, ваза и т. д.
"Найди лишнее слово"
Назовите ребёнку серию из 3 – 4 слов, которые являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".
- яблоко, слива, огурец, груша;
- молоко, творог, сметана, хлеб;
- лето, зима, среда, весна;
- ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
- платье, свитер, шапка, рубашка;
- берёза, дуб, сосна, орешник;
- книга, телевизор, радио, магнитофон;
- волк, лиса, собака, белка.
"Один и много"
Вы называете один предмет, а ребёнок во множественном числе, например:
Книга – книги, собака – собаки, дерево – деревья, ухо – уши, морковь – моркови, стул – стулья, окно – окна, ножницы – ножницы…
Если ребёнок не допустил ошибок – поздравляем вас. Если он сделал
1 – 2 ошибки – надо заниматься дальше.
"Всё наоборот"
Предложите ребёнку игру: "Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький".
Можно использовать следующие слова:
весёлый – грустный, быстрый – медленный,
красивый – безобразный, пустой – полный,
худой – толстый, умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый, тяжёлый – лёгкий,
трусливый – храбрый, белый – чёрный,
твёрдый – мягкий, шершавый – гладкий,
плакать – смеяться, опускаться – подниматься,
открывать – закрывать, ночь – день,
левый – правый, близко – далеко,
наверху – внизу, тонкий – толстый и т. д.
"Сравни"
Игра, направлена, на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих предметы или явления.
Например:
Роза и тюльпан, тетрадь и книга,
Заяц и волк, молоко и вода,
Сосна и каштан, море и океан и т. д.
Назовите ребёнку одну из пар и попросите определить, чем отличаются и чем похожи заданные предметы. Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?
"Описание предмета"
Назовите ребёнку любой предмет и попросите рассказать о нём всё, что он знает. Например, лимон – это фрукт овальной формы, жёлтого цвета, кислый на вкус. Подъёмный кран – это специальный механизм (машина) который, поднимает тяжести наверх. Он помогает строителям строить высокие дома. Кукла – это игрушка похожая на человека и т. д.
ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК
Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого:
- во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений;
- во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук;
- в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.
В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий.
Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Интерес к графической деятельности у детей начинает развиваться достаточно рано — на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям:
- создать необходимые условия (бумага, карандаши и другие «рисующие» предметы);
- обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи;
- формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы и т.д.);
- активизировать интерес ребенка к графической деятельности («Напиши «письмо» бабушке»;
- включение графических упражнений в сюжетную игру: выписывание рецептов в игре в больницу, ведение бортового журнала в игре «Морское плавание»;
- демонстрация заинтересованности занятиями ребенка).
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
— массаж кистей рук;
— пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
— лепка из глины;
— выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
— выполнение «закручивающих> движений (закручивание гаек в конструкторе);
— специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.
Умения, необходимые для выполнения графических упражнений нужно формировать с раннего детства. Особое внимание следует обращать на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
раскрыть » / « свернуть